Испытание для компании: интервью

Пара слов о том, на что следует обращать внимание во время беседы с представителями компании

Автор: Максим Коротков
Опубликовано: 25.01.2007
Версия текста: 1.0.1
Предисловие
Целевая аудитория
Введение
Заметки с полей
Теоретики
Практики
Писатели отчетов
Говоруны
Молчуны
PR-менеджеры
Старожилы
«Особисты»
Некоторые приемы/вопросы
Спросите менеджера об управлении проектами
Почему я должен выбрать именно эту компанию?
Спросить о миссии и стратегии развития компании на ближайшие годы
Почему они сами выбрали эту компанию?
Спросите о «текучке» кадров
Выводы

Предисловие

Для централизованного обсуждения материалов, посвященных вопросам IT, мною было создано Live Journal сообщество ru_it_market. Постоянный адрес статьи такой. Другие публикации автора, посвященные вопросам IT, находятся здесь.

Целевая аудитория

Данный очерк может быть интересен инженерам, менеджерам проектов, hr-менеджерам и всем, кого интересуют вопросы проведения-прохождения интервью. Материал находится в постоянном обновлении. Новые идеи я буду добавлять по мере их появления.

Введение

Вопросам поиска работы, написания резюме и подготовки к интервью посвящено немало книг и статей. Мне же всегда был интересен обратный процесс: в какой-то момент собеседования я перехватывал инициативу (и, к слову, мало кто это замечал), и начинал проверку на прочность уже собеседующих. А как я еще могу узнать о компании, если у меня нет инсайдеров в ней? А они, как ни крути, в данный момент внештатные сотрудники PR-отдела своей компании. И не все из них осознают эту ответственность в полной мере.

ПРИМЕЧАНИЕ

Я и сам проводил интервью, но в данной статье я буду «находиться» по другую сторону «баррикады».

Джоэль Спольски (Joel Spolsky) написал замечательную статью о том, как улучшить свой код: «The Joel Test: 12 Steps to Better Code». Примечательно то, что компании, дающие платные объявления о работе на сайте Spolsky, оценивают качество существующей команды разработчиков своих компаний по этим 12 критериям. Можно расширить этот список или что-то убрать, - лично я так и сделал. Но хотя бы сравните этот подход с тем бардаком, который творится на сайтах поиска работы.

Работы сейчас много, но хороших компаний единицы даже в таких больших городах, как Москва и Санкт-Петербург. Мало компаний, которые могут себе позволить приглашать на работу лучших профессионалов. А таких людей найти очень сложно. На hh.ru их резюме встречаются крайне редко. Поэтому, если все-таки удалось этого человека пригласить на интервью, то надо хорошо подумать, как наилучшим образом показать дела компании, существующую команду, корпоративную культуру, позитивную атмосферу внутри коллектива и многое другое. Но если для вас уровень заработной платы стоит на первом месте при трудоустройстве, то последующее изложение вам будет чуждо и неинтересно.

Заметки с полей

Здесь вам не равнина - здесь климат иной.
В.С.Высоцкий

На пустом месте подобные повествования не рождаются. Статья была бы неполной, если бы я не рассмотрел некоторые патологии из жизни реальной. Как выбрать «свою» компанию? Где находится маяк, который укажет вам путь? Попробую рассмотреть несколько типов руководителей проектов, которых, к сожалению, можно встретить в реально существующих компаниях и сегодня. При общении с людьми этой профессии я смотрел именно на эти отклонения от моей нормы. Следует оговориться, что наличие многих (но не всех!) из этих признаков в некоторой мере необходимо иметь каждому руководителю проектов. Речь пойдет об «одномерных» людях, т.е. о тех, кто фокусирует свое внимание на чем-то одном.

ПРИМЕЧАНИЕ

В вопросах управления организацией мне еще предстоит разбираться, но кое-что понимаю уже и сейчас. О руководстве проектами я знаю много больше. Поэтому далее рассмотрю лишь менеджеров проектов, которые обязательно присутствуют на одном из интервью. Но, как известно, рыба гниет с головы. Поэтому наличие слабых руководителей проектов может говорить о слабой КК, неправильному позиционированию компании или внутреннем разногласии среди топ-менеджмента. Все это может быть, и при внимательном рассмотрении все станет ясно еще во время испытательного срока. Но все может обстоять совсем не так, как показалось на интервью. Менеджера могут уволить, если проблема только в нем и он был уже в «черном списке».

Теоретики

Читают много книжек, с ними интересно обсуждать вопросы теории. Многих посадят в лужу своими знаниями. Но есть у них одна общая слабость, а точнее зуд – поскорее применить новые знания на практике. Отсюда появляются жалобы разработчиков о том, что «менеджер с луны свалился». Этим страдают те, кто далек от реальности. Вас пытались заставить писать кипу документации, тратить время на ее синхронизацию с текущим состоянием проекта, когда у вас есть время только на разработку? К примеру, команда состоит из 4-х человек, и никому эта документация кроме менеджера не нужна, так как разработчики уже построили свой протокол обмена знаниями, который достаточен в текущем состоянии проекта. Опыт, в том числе и негативный, может помочь таким людям мыслить шире.

Практики

Отвергают печатные издания. Их «огромный» опыт прошлых лет помогает им решать задачи дня настоящего. Сам по себе опыт, несомненно, ценен. Но не стоит его переоценивать. Хочу заметить, что речь тут пойдет об опыте настоящем, а не годах жизни, бездарно потраченных в стенах офиса. Так вот, встречались на моем пути люди, которые отвергали необходимость чтения книг и статей по профессиональной теме. Победителей, как говорят, не судят. Но если у вас из проекта ушло 20% сотрудников только за последний год, а сам проект, который по моим скромным оценкам, не мог длиться и полтора года, разрабатывается около трех лет. Мне, как человеку, не обладающему таким опытом, страшно хотелось поставить завравшуюся личность на место. Но мои скромные намеки о том, что, на мой взгляд, делается неправильно, встречали стойкое сопротивление, созвучное такому: «Да как ты можешь меня, планового муравья, учить?». В общем, я для себя решил, что исправление подобных личностей лучше доверить могиле. Но до того момента любой из них может услышать фразу-приговор: «Ты отстал от времени». Не зря говорят, что теория без практики - пустой звук. Но практика без теории - набор бессмысленных движений.

Писатели отчетов

Представители творческого склада ума. Как сейчас говорят, «креативщики». Обладают способностью утвердительно докладывать начальству о состоянии проекта так, как только им захочется. Для них отчет является щитом, хотя в идеале должен объективно отражать ситуацию в доверенном этому менеджеру подразделении. Почти всегда содержимое отчета далеко от истины. Вечно это продолжаться не сможет, но за отведенное им время их диверсионные деяния запросто разрушат команду, вынудят некоторых перейти в другую компанию. А что еще остается делать разработчику в такой ситуации? Не у всех хватит сил и смелости пойти ва-банк и поднять вопрос о компетентности менеджера (и это почти всегда вызывает серьезный конфликт). Нужно будет потратить немало сил на то, чтобы рассеять у высшего руководства иллюзии, которые были рассказаны «креативщиком». А если этот «горе-менеджер» (давайте называть все своими именами) имеет кредит доверия за проявленную лояльность к компании при работе на других позициях, то шансов у команды почти нет. Я столкнулся лбом с одним таким «менеджером» в США. Брат его жены был техническим директором. Но его в итоге уволили, а со мной начали по-другому общаться, не все разделяли мой курс на оздоровление коллектива и процесса разработки.

Говоруны

Этих хлебом не корми – дай поговорить. Не самый плохой случай, должен я заметить. С ними нескучно, всегда могут выслушать и сделать вид, что проблема была услышана. Дальнейший процесс анализа и принятия осмысленного решения, как правило, осложняется какими-то комплексами или банальным незнанием предмета. В итоге, если еще и отчеты умеет писать (а умения эти смежные), получится неплохой внешний вид текущего состояния проекта. Повлиять же на тот хаос, что начнется внутри, не представляется возможным. Время расставит все по местам, как и в предыдущем случае.

Молчуны

Эти просто молчат. Не хватает навыков коммуникабельности, чаще всего их «повысили» в текущей компании. Такое иногда бывает, когда кадровый резерв не продуман. Один из важнейших навыков руководителя упущен, и ситуация обязательно выйдет из-под контроля. Чаще всего подобную ситуацию можно встретить там, где используется жесткий процесс, и вопросы человеческого фактора рассматриваются в последнюю очередь.

PR-менеджеры

В эту категорию зачастую попадают жертвы обстоятельств. Примером может служить ситуация, когда менеджера так завалят работой, что на настоящее общение с командой и с каждым лично просто не остается времени. Все силы такого руководителя уходят на общение с одним или несколькими заказчиками. Все это накладывает отпечаток на качество работы команды, ее удовлетворенность от сделанного, осознание того, чем они на самом деле занимаются и кому все это нужно. А менеджеры почти все время тратят на общение с клиентами. Public Relation (связи с общественностью, англ.) - ведь именно так называется подобная деятельность? Группа риска – аутсорсинговые компании по разработке программного обеспечения (ПО). Но перегруженность менеджера встречается и в других компаниях. Настоящему менеджеру в таких ситуациях можно посоветовать смену работы. Стоит ли делать то, что не хочешь, воруя у себя жизненное время, которое можно и нужно использовать эффективнее в других компаниях, где есть адекватная КК и руководство?!

Старожилы

В этом случае люди попадают на должность руководителя по причине роста компании. Такой сотрудник сумел доказать свою лояльность и преданность, занимаясь разработкой или чем-то еще. Хозяин (хозяева), которые строят компании по старинке и избегают рисков, становятся заложниками подобной ситуации. В самом факте того, что «своих» делают руководителями, нет ничего зазорного. В некоторых случаях по-другому просто нельзя. Представители данного типа есть почти везде. Надо лишь понять, является ли он еще и менеджером де-факто, а не де-юре.

«Особисты»

Худший тип. Перед вами упырь. Мало того, что этот человек случайно попал на роль руководителя проектов, но он и откровенно слаб как личность. По сути, безнравственный моралист, хорошо адаптировавшийся под требования компании. Его хата всегда с краю. Таким ничего не стоит подставить под удар членов своей команды, если появится проблема, ответственность за которую полностью ложится на руководителя, и где есть риск потерять работу. Такие люди – типичный продукт общества c гнилой моралью. Как они попадают на такие роли, для меня до сих пор остается загадкой.

Некоторые приемы/вопросы

Спросите менеджера об управлении проектами

Для того чтобы понять, является ли формальный руководитель проекта еще и Менеджером, зачастую достаточно его спросить с улыбкой простака на лице, которая появляется тогда, когда спрашивают гуру: что такое управление проектом, в чем состоит работа менеджера, какой процесс используется в проекте, какие книги об управлении, на его взгляд, достойны внимания? Главное сделать так, чтобы собеседующий не усомнился в искренности ваших вопросов, а также в том, что вы полный профан в этих вопросах, а ответы «гуру» будут приняты вами как руководство к действию в дальнейшем сотрудничестве. Мне было интересно наблюдать за тем, как люди начинают выкручиваться, попутно осознавая факт того, что спрашивать «по предмету» начали уже их. Ответов было много, приведу лишь несколько. Во время произнесения вопроса, а особенно после того, как последний звук этой фразы вылетел из моего тела, я пристально смотрел (а люди любят, когда их слушают внимательно) за интонацией, мимикой, паузами между словами (все это называется метапосланием, и, стоит признаться, лучше их видят женщины), и тем текстом, что польется из уст оратора (приоритет отдавался метапосланиям).

Почему я должен выбрать именно эту компанию?

Очень интересно послушать, как они станут объяснять преимущества своей компании. Если перечислят соцпакет, упомянут о корпоративных мероприятиях (пейнтбол и так далее), то вам можно посочуствовать, если вы человек творческий. Другое дело, если люди расскажут о том, как

Опять же, тут очень важно смотреть на то, как люди будут рассказывать о своей компании.

Спросить о миссии и стратегии развития компании на ближайшие годы

Следует оговориться, что вопрос надо задать с умным видом человека, который понимает, что без здоровой идеологии и стратегии у компании нет будущего. Вариантов ответов может быть несколько:

Почему они сами выбрали эту компанию?

Редко удается побеседовать с соучредителями компании. Ответ на этот вопрос от наемных сотрудников тем ценен, что вы меняете контекст беседы и человек обязательно кое-что расскажет о себе. Все это очень занимательно и полезно.

Спросите о «текучке» кадров

Врать тут бесполезно, поскольку информация о проблемах тех или иных компаний разлетается очень быстро. Читал о том, что негативная информация распространяется в 20 раз быстрее, чем позитивная. Поэтому, если представители компании начнут нести всякую чушь, скрывая истинные причины увольнения, бегите оттуда на всех парах. Организация в кризисе, а вам предложат за зарплату поработать на благо дяди Сэма, обладающего стратегической слепотой и не сумевшего построить свой бизнес так, чтобы не пришлось прибегать к помощи «добровольцев-чернобыльцев».

Выводы

Тема эта вечная, интересная. Когда я стал подходить к интервью с этой точки зрения, то каждая новая беседа с представителями компаний начала приносить мне удовольствие. Да и психологический практикум неплохой получается. Главное - не переборщить. А еще важнее сделать так, чтобы беседа велась в дружеской атмосфере, где вопросы «ни о чем» были бы перемешаны с теми, которые вы обязательно хотели задать. Спасибо за прочтение и успехов в поиске места работы, где вы смогли бы не только органично вписаться в существующую модель компании, но и сумели ее менять, увидев и обосновав необходимость изменений.


При использовании материалов сайта ссылка на первоисточник обязательна.
Hosted by uCoz